Jul. 6th, 2007

fpaint: (Default)
Читаю у Фромма "Анатомию человеческой деструктивности". В начале, он рассматривает чужие теории того, почему у человека возникает агрессивность и желание причинять вред другим людям. В частности рассказывает о двух известных экспериментах, результаты которых, по его мнению, были неправильно интерпретированы. Первый, так называемый эксперимент Милгрэма, в котором испытуемые оказываются в роли "садистов-учителей", бьющих током "ученика" за неправильные ответы, подчиняясь приказам человека в белом халате. Результаты этого эксперимента объясняются, обычно, таким образом: только считанные испытуемые твёрдо отказались продолжать причинять людям боль, остальные же прошли весь эксперимент до самого конца шкалы электрошокера. Следовательно, все люди в душе, с одной стороны жестокие садисты, которым нравится причинять страдания, с другой - безвольные бараны, готорые подчиняться кому угодно, даже если власть илюзорна, и способные совершить любой грех, если только прикажут. Фромм же видит иное. Он обращает внимание на то, что большинство испытуемых сильно страдали, выполняя требования руководителя. Причинять боль другому - это сильный стресс для многих. Эти люди с трудом выдержали одну серию эксперимента. За двадцать минут работы палачом, они превращались из весёлых и уверенных людей в нервно-истощённых и морально-измученных. Да, были испытуемые, причинявшие страдания спокойно, но их - меньшинство. Таким образом, теории о том, что человеку свойственна жестокость, и лишь страх перед законом защищает нас друг от друга - это не правда.
Второй эксперимент, проводившийся в Стенфорде, ставил испытуемых в тюремные условия. Людей разделили на две группы, назначив одних - надзирателями, а других - заключёнными. Заключённых "арестовали" при помощи полиции, привезли в подвал университета, оформили, одели в одежды унизительного вида и посадили в камеры, ничего не объяснив. Через несколько дней эксперимент пришлось прекратить, так как многие заключённые впали в депрессию, у некоторые начались серьёзные нервные срывы. Результаты этого эксперимента часто преподносятся в том же ключе, что и эксперимент Милгрэма: с одной стороны, илюзорная власть условных надзирателей меняла поведение некоторых из них, проявляя саддисткие наклонности. С другой - заключённые "забыли" о том, что это всего лишь эксперимент и позволяли себя унижать, хотя могли просто взять и уйти. Фромм возражает: саддистов среди надзирателей было немного, меньшинство. Остальные оставались людьми и поддерживали заключённых как могли. С другой стороны, заключённые нарочно были запутаны - они на самом деле не знали, эксперимент ли это, или их арестовали на самом деле. Депрессии и нервные срывы вызваны не столько насилием надзирателей, скольно неопределённостью и несправедливостью ситуации, в которую попали испытуемые.
К чему всё это. Просто люди в большинстве своём нормальные, адекватные и к немотивированной жестокости не склонные. Да, встречаются садисты и маньяки, подлецы и мерзавцы, трусы и эгоисты, но большинство - не такие, несмотря на массовую пропаганду обратного.

June 2012

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
171819202122 23
24252627282930

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 10th, 2025 11:53 am
Powered by Dreamwidth Studios